Крейсер «Аврора»
Иногда случается так, что обычные, казалось бы, заурядные вещи приобретают символическое, общенациональное значение. Именно так случилось и с крейсером «Аврора». И совершенно не важно, являешься ты жителем северной столицы или снимаешь номер в гостинице в Петербурге, живешь на юге Украины или на Дальнем Востоке, все равно абсолютно все жители постсоветского пространства слышали про это выдающееся судно. И ведь что интересно, по всем параметрам оно было не просто заурядным, а даже недостаточно продуманным и качественным для выполнения своих прямых обязанностей: быть крейсером-разведчиком, бороться с торговым флотом противника, поддерживать броненосцы в бою. Для этого судну элементарно не хватало дальности плавания и скорости.
Крейсер «Аврора» был спущен на воду с должной торжественностью, в присутствии императора Николая II, императрицы и многочисленных представителей императорской семьи и знати. Перед началом русско-японской войны крейсер получил на борт орудия и пулеметы и в 1904 году вышел в Тихий океан для участия в боевых действиях. За время войны судно получило несколько попаданий снарядами и в 1906 году вернулось на Балтику. Здесь «Аврора» прошла капитальный ремонт и стала учебным судном Морского корпуса. С 1909 по 1912 годы крейсер совершил несколько дальних плаваний, во время которых побывал во многих портах Атлантического, Тихого и Индийского океанов.
Корабль участвовал в боевых действиях Первой мировой войны, для чего был модернизирован и вооружен. Экипаж судна активно принимал участие в революционных действиях 1917 года и вечером 7 ноября совершил свой исторический выстрел холостым зарядом, который стал сигналом к началу штурма Зимнего дворца. Именно этот выстрел прославил крейсер и подарил ему долгую жизнь в качестве музея. Уже после войны он снова был поставлен в отстойник для использования в качестве учебного пособия. В 1941–1945 годах судно стояло в Ораниенбауме. С него были сняты все орудия, оно было затоплено в результате попадания снаряда, но снова поднято на поверхность и отреставрировано. Крейсер даже успел поучаствовать в съемках фильма «Крейсер «Варяг»», для чего был несколько закамуфлирован.
С 1948 года он стоит на вечной стоянке у Петроградской набережной Питера. Этот военный корабль давно стал привычным и родным для жителей города, а туристы неизменно стекаются к нему. И совершенно не важно, живете ли вы в отеле в центре Санкт-Петербурга или на окраине, непременно нужно увидеть это знаменитое судно, о котором нам столько рассказывали в детстве, о котором пели песни и снимали фильмы, которое снилось нам в героических снах и участвовало во многих детских играх.
С 1956 года здесь открыт Корабельный музей, который функционирует и до сих пор. Фактически современный известный нам крейсер является лишь репликой настоящего судна. После его реконструкции в 1984 году около 50% корпуса и надстроек пришлось заменить на новые. Так же вместо заклепок на новом корпусе использованы сварные швы, что существенно отличает крейсер «Аврора» от судов начала 20 века.
Конечно, особым шиком будет снять номер в гостинице Санкт-Петербурга на Невском проспекте и наслаждаться близостью великого крейсера и других городских достопримечательностей. Но даже с окраины города, даже при кратковременном посещении Питера, стоит взглянуть на это судно, стоящее практически в центре города и навевающее воспоминания об исторических событиях.
|