Собор Спас-на-Крови
На берегу канала Грибоедова, недалеко от Михайловского сада и Конюшенной площади расположился один из красивейших храмов Санкт-Петербурга – Спас-на-Крови. Недалеко от этого памятника русской архитектуры расположены респектабельные отели Петербурга «Астория» и «Англетер», ближайшие к собору недорогие гостиницы Санкт-Петербурга и мини-отели СПб расположены на Невском проспекте и других, близких к центру города улицах.
Храм Спас-на-Крови был построен на месте, где Александр II получил смертельное ранение от пули, выпущенной народовольцем И. Гриневицким. Покушение на Александра II, царя-освободителя, горячо любимого народом за отмену крепостного права, свершилось 1 марта 1881 года. На следующий же день после кончины императора Синод принял решение о строительстве на этом месте часовни, а впоследствии и храма. Состоялся конкурс на проект собора, победителем которого стал архитектор Альфред Парланд и настоятель Троицко-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий.
Храм строился основательно, что называется, на века, строительство продолжалось с 1883 по 1907 год. Несмотря на то, что поводом для возведения храма было столь печальное событие, это девятиглавое сооружение поражает своей яркой и пестрой красотой. Здание собора, имеющее много общего с собором Василия Блаженного в Москве, стилизовано под русскую орнаментальную архитектуру.
Более четверти века велось строительство и отделка храма, в котором принимали участие отечественные и заграничные мастера. Колокола и главный колокол весом в 1100 пудов изготавливались в Финляндии. Самым значимым после алтаря было место, на котором свершилось убийство Александра. Это фрагмент булыжной мостовой, над которым сооружена конструкция, так называемая сень, поддерживаемая колоннами из яшмы серо-фиолетового цвета. На ее вершине, в ограждении изящной кованой решетки, возвышается топазовый крест.
Иконостас с крестами, изготовленными из горного хрусталя по эскизу архитектора Парланда, был привезен из Генуи. Авторами икон были выдающиеся русские художники В.Васнецов и М. Нестеров. По эскизам Л. Бруни были сделаны мозаичные, в окладах из серебра, иконы в царских вратах. Эскизы мозаик над южным и северным входом в храм были созданы В.Васнецовым.
Снаружи собор украшают богатые изразцы, глазурованный фасонный кирпич, керамическая плитка, купола покрыты блестящей разноцветной эмалью. В «кокошнике» - характерном русском элементе декора храма, разместилась мозаика, изображающая Воскресение Христово. Мозаика, как и изображение Спаса Нерукотворного на западном фасаде храма, было выполнено по эскизам Михаила Нестерова. Авторами рисунков для мозаичных изображений стали известные русские художники Н.А. Кошелев, А. П. Рябушкин, Н.П.Шаховской и др. В отделке интерьера храма был использован разных оттенков итальянский мрамор и русские полудрагоценные камни.
Собор предназначался не для массовых посещений, а для проведения служб, посвященных памяти Александра II. После революции его финансирование прекратилось, в 1938 году было принято решение о разрушении храма, но с началом войны это решение было приостановлено. В блокаду в нем размещался морг, после войны собор стал хранилищем для декораций. С 1968 года он находится под охраной государства, затем его определили на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта в 1997 году собор открылся для посещения как музей-памятник.
|